Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

 Кхаджурахо

 

Построен: 950-1050 гг. н.э.

Где находится: Кхаджурахо, округ Чхатарпур, Мадхья-Прадеш, Индия 

Для чего построен: Место поклонения индуистов и джайнов 

Размер: изначально 85 храмов площадью 21 кв. км; в настоящее время 25 храмов площадью более 6 квадратных километров.

Материалы, использованные в строительстве: гранит или песчаник желтовато, розового и бледно-желтого цвета.

Архитектурный стиль: Нагара

 

Великолепные храмы Кхаджурахо, известные своими потрясающими скульпторами и элегантностью, демонстрируют эстетику древней Индии в лучшем виде. Красота храмов Кхаджурахо не поддаются словам и воображению. После посещения Кхаджурахо вам будет интересно узнать о передовом искусстве, скульптуре и архитектуре 10-го века. Едва ли найдется другое место, кроме Кхаджурахо, где все виды человеческих эмоций изображены с таким мастерством. Храмы Кхаджурахо являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

кхаджурахо индия

 

Обзор храмов Кхаджурахо

Название Кхаджурахо происходит с санскрита «Харджуравахака», которая представляет собой слияние двух санскритских слов «Харджур», означающее финиковую пальму, и «Вахака», означающее носитель. На площади около 6 квадратных километров расположено около 25 храмов. Храмы сгруппированы в три категории в зависимости от их ориентации –Западная группа храмовВосточная группа храмов и Южная группа храмов. Эти храмы посвящены нескольким индуистским богам и богиням, а также божествам джайнских верований. Среди храмов, которые стоят до сих пор, 6 посвящены Шиве, 8 - Вишну, по 1 - Ганеше и Богу Солнца, а 3 - джайнским тиртханкарам. Самый большой из храмов — храм Кандария Махадео, посвященный Шиве. Это делает Кхаджурахо одним из четырех святых мест, посвященных Шиве, а тремя другими являются Гая, Каши и Кедарнатх.

Храмы известны своей сложной и замысловатой резьбой и скульптурой. В то время как эти скульптуры изображают различные сцены из повседневной жизни, храмы Кхаджурахо в первую очередь известны искусным и эротическим изображением женской формы, а также различными сексуальными практиками того времени.

Четыре джайнских храма в основном расположены среди восточной группы храмов. Храмы Парасванатх, Адинатх, Шантинатх и Гхантаи посвящены поклонению джайнским тритханкарам. Эти храмы были построены правителями Чандела в знак уважения к процветающей практике джайнизма в центральной Индии во время их правления.

 храмы кхаджурахо фото

 

История

Храмы Кхаджурахо были построены по заказу раджпутских правителей династии Чанделла, которые правили центральной Индией с 10 по 13 века нашей эры. Храмы строились в течение 100 лет, и считается, что каждый правитель Чандела заложил хотя бы один храм в комплексе в течение своей жизни. Храмы были построены примерно в 57 км от города Махоба, столицы правителей династии Чандела. Большинство современных сохранившихся храмов были построены во время правления царей Яшовармана и Дхангадевы. Исторические отчеты Абу Рихан-аль-Бируни описывают храмовый комплекс Кхаджурахо конца 11 века, когда Махмуд Гази напал на Калинджар. Короли заключили сделку с Махмудом, заплатив выкуп, который помешал ему грабить храмы.

На протяжении XII века храмовый комплекс рос и активно развивался до падения династии Чандела от рук султана Дели Кутб-уд-дина Айбака. В последующие века регион в значительной степени контролировался мусульманскими правителями. Некоторые храмы были осквернены мусульманскими завоевателями, но храмы Кхаджурахо остались в значительной степени заброшенными из-за их удаленности.

В 1830 году британский геодезист Т. С. Берт заново открыл храмы, и были предприняты усилия по их раскопкам и восстановлению.

Рассказы иностранных путешественников, таких как Ибн Батутта, и археологов, таких как Александр Каннингем, представили миру великий художественный характер храмов, сделав их одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей Индии.

 

храмы кхаджурахо фото

 

Строительство Кхаджурахо

Район Калинджар в Бунделькханде является местом залегания песчаника высшего качества, который в основном использовался в качестве строительного материала для храмов Кхаджурахо, за исключением храма Чусат Йогини, который полностью построен из гранита. Фундаменты храмов были сделаны из гранита, но в основном скрыты от глаз. Каменщики использовали врезные и шиповые соединения, чтобы соединить каменные блоки, которые затем удерживались на месте под действием силы тяжести. Колонны и эпистили были построены из цельных монолитов, чтобы обеспечить максимальную устойчивость. Скульптуры были сделаны из песчаника, что позволяло очень точно вырезать и с легкостью создавать мелкие детали.

Храм Чаусат Йогини был первым из храмов, построенных среди сохранившихся храмов; он был построен примерно в конце 9 века. Яшоварман, также известный как Лакшманварман, правил между 925 и 950 годами нашей эры и построил знаменитый храм Лакшмана. Царь Дхангадева, сын Лакшманвармана, заказал два самых известных храма Шивы, храм Вишванатха и храм Видьянатха. Он также заказал храм Парасванатх для джайнских прихожан. Самым большим из храмов в Кхаджурахо является храм Кандария Махадева, построенный во время правления короля Гандадевы между 1017 и 1029 годами нашей эры. Другие небольшие храмы, такие как Джагадамби, Чатурбхудж. Дулхадео и другие сохранили тот же уровень художественных деталей резьбы, что и более крупные храмы. Единственными исключениями являются храмы Джавари и Брахмы.

Храмы сгруппированы возле водоемов, что является традиционным для большинства индуистских храмов. Первоначально в комплексе было около 64 водоемов, 56 из которых были обнаружены археологами в ходе различных раскопок. В настоящее время в состав комплекса входят три водоема, включая реку - Сиб Сагар, Хаджур Сагар или Нинора Таль и Худар Нади.

 

индийский храм кхаджурахо

 

Архитектура храмов Кхаджурахо

Храмы сгруппированы в соответствии с их расположением в комплексе в три кластера.

Западная группа храмов, состоящая из храма Лакшмана, храма Кандария Махадео, храма Деви Джагадамби, храма Чаусат Йогини, храма Читрагупты, храма Матангешвара, храма Вараха и храма Вишванатха.

Восточная группа храмов включает храм Парасванатх, храм Гантай, храм Адинатх, храм Ханумана, храм Брахмы, храм Вамана и храм Джавари.

Третья и сравнительно меньшая группа храмов в группе южных храмов включает храм Дулхадев, храм Биджамандал и храм Чатурбхудж или Джаткари.

Дизайн храмов перекликается с принципом дизайна индуистской мандалы, состоящим из квадрата и круга, и расположен в виде пятиугольника, образованного схождением трех треугольников, что соответствует концепции «Панчбхут», или пяти элементов, и «Трилокина», или трех сфер. При проектировании храмов соблюдается принцип «Васту-Пуруша-Мандала».  Васту или структура симметричной, концентрически многослойной и самовоспроизводящейся мандалы расположена вокруг Пуруши или божества в центральном внутреннем святилище. Храмы состоят из нескольких повторяющихся архитектурных элементов, перечисленных ниже:

Адхиштхана или базовая платформа - обычно изготавливается из цельного гранитного блока, выложенного, чтобы удерживать вес конструкции, а также подчеркивать устремленность храмов вверх.

 памятники кхаджурахо

 

Шринга или Центральная башня - вся конструкция храма увенчана приподнятой конструкцией, которая возвышается прямо над тем местом, где находится божество.

Урушринга или Второстепенная башня - Шринга часто окружена меньшими башнями аналогичной конструкции, известными как Урушринга. Они помогают подчеркнуть высоту конструкции.

Шринга часто увенчана каменным диском с гребнями по бокам, известным как амалака, который, в свою очередь, увенчан калашей или навершием, на котором развевается знамя. Амалака представляет солнце. Входное крыльцо или Ардхамандапа ведет к главному залу храма или Мандапе, а в случае больших храмов оно ведет к Махамандапе или Большому залу. Изысканные колонны обычно украшают Махамандапу резьбой и скульптурами. Из зала обычно есть пространство с обеих сторон, окружающее Внутреннее святилище или Гарбхагриху, где находится главное божество храмов. Эти пространства позволяют преданным совершать ритуальный обход божества по часовой стрелке, известный как Прадакшина. Гарбхагриха храма содержит либо каменную скульптуру, либо рельеф, либо изображение божества.  Слово «гарбха» относится к чреву, а внутреннее святилище представляет все то, что оно означает — потенциал, тайну и пространство для развития. Божество находится прямо под самой высокой точкой сооружения.

 

памятники кхаджурахо

 

Искусство и скульптура

Главной достопримечательностью храмов Кхаджурахо является красивая замысловатая резьба и скульптуры, украшающие внешние стены храмов. Эти скульптуры часто были вдохновлены религиозными чувствами королей или взяты из различных ведических литератур и из традиционного образа жизни. Скульптуры изогнуты в строгом соответствии с Шилпашастрой, регламентирующей различные аспекты правильного изображения божества или женских форм.  Скульптуры демонстрируют различные уровни совершенства и искусности.

В храмах Парасванатхи, Вишванатхи и Лакшманы представлены скульптуры самых классических форм, которые следуют установленным правилам пропорций и украшений. 

Красота и изящество скульптур достигают своего апогея в храме Кандария Махадео, где человеческая форма достигает совершенства. Фигуры здесь приобретают отчетливо стройные формы с большим разнообразием элегантно позирующих фигур апсар. Этот стиль скульптуры также очевиден в храмах Вамана и Адинатха.

Упадок изысканности художественной формы очевиден из скульптур храмов Джавари и Чатурбхуджа. Фигуры кажутся безжизненными и условными.

Общая тема, пронизывающая скульптурную резьбу, - это примеры четырех необходимых занятий жизни: Артха, Кама, Дхарма и Мокша. Около 10% всех скульптур в Кхаджурахо изображают эротические и откровенные образы, что является главной достопримечательностью Кхаджурахо для людей со всего мира. Считалось, что правители Чандела были последователями тантрических практик, которые включали в себя выполнение различных сексуальных ритуалов.  Скульптуры изображают мужчин и женщин, вместе именуемых Митхунами, занятых различными формами полового акта в соответствии с описаниями, представленными в Камасутре.

Другие скульптуры изображают сцены из различных этапов человеческой жизни, а также различные повседневные действия, выполняемые мужчинами и женщинами. Человек должен пройти через различные мирские занятия, такие как физические занятия или Каам, прежде чем он сможет пресытиться ими и будет готов присоединиться к поиску истинного знания или Гьяна. В качестве мощного символизма эти эротические скульптуры размещаются в основном на внешних стенах храмов, что означает, что нужно оставить все эротические мысли снаружи, прежде чем войти внутрь храма.

 

кхаджурахо фотографии