Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Флэтайрон билдинг

 

Даже если вы еще не были в Нью-Йорке, вы безошибочно узнаете треугольную форму Флэтайрон-билдинг, которая фигурирует в бесчисленных блокбастерах, таких как «Мстители», «Годзилла» или «Человек-паук».

 

Флэтайрон Нью Йорк

Вид с воздуха на здание Флэтайрон билдинг в Нью-Йорке, которое находится на углу Пятой авеню, Бродвея и 22-й Восточной улицы конечно вызывает противоречивые чувства, кажется, как в нем можно жить и как оно вообще стоит. Хотя эта треугольная призма напоминает форму утюга для одежды, здание получило свое название от района Флэтайрон-Дистрикт на Манхэттене.

Это 22-этажное здание со стальным каркасом высотой 86,9 метров расположено на Пятой авеню, 175, в Манхэттене, Нью-Йорк. Название здания не имеет ничего общего с его металлической конструкцией, а происходит от района Флэтайрон, где оно расположено. Район Флэтайрон расположен в районе Манхэттена, где сланцевая порода находится глубоко под землей, и в результате под влиянием законов о зонировании самые высокие здания в этом районе могут достигать, максимум 20 этажей.

Здание было спроектировано архитектором Дэниелом Х. Бернхэмом, который был пионером в развитии строительства и дизайна небоскребов. Он основал архитектурную фирму Burnham and Root вместе со своим другом Джоном Велборном Рутом в 1873 году. Многие считают Бернхэма «отцом» небоскреба.

 

Daniel H. Burnham

Daniel H. Burnham

 

Бернхэм и Рут ранее спроектировали здание Montauk Building, десятиэтажное стальное коммерческое здание, которое было построено между 1882 и 1883 годами. Хотя здание было снесено в 1902 году, чтобы освободить место для штаб-квартиры Первого национального банка, существуют утверждения, что это было первое здание, которое можно было назвать небоскребом. В то время здание стоило около 325 000 долларов, что составляет около 8,3 миллиона долларов в сегодняшних деньгах.

Вертикальное палаццо эпохи Возрождения.

Используя уроки, извлеченные из таких проектов, как The Montauk Building, Бернхэм приступил к проектированию и строительству Флэтайрон-билдинг, которое первоначально называлось Fuller Building в честь Джорджа А. Фуллера, чикагского архитектора и застройщика. Последний расширил свой бизнес до рынка Нью-Йорка, и его часто называют «изобретателем» современных небоскребов. Тем не менее, местные жители Нью-Йорка продолжали называть новый многоэтажный дом «Флэтайрон» — имя, которое с тех пор стало официальным.

 

Флэтайрон билдинг Нью Йорк

Крупный план «носа» здания Флэтайрон, показывающий его фасады в стиле ренессанс с богато украшенными греческими колоннами - они были сделаны из сборных терракотовых элементов, которые были прикреплены к стальной конструкции навесной стены.

 

Довольно абстрактная треугольная форма здания определялась планировкой участка, принадлежавшего Гарри С. Блэку, зятю Джорджа Фуллера, который принял компанию Фуллера. Планировка образует треугольную призму вокруг почти идеального прямоугольного треугольника, так что ширина здания составляет всего шесть футов, где встречаются две самые длинные стороны здания. Дизайн здания восходит к архитектурной школе Beaux-Arts, относительно недолговечному движению, которое началось в 1895 году и длилось около 45 лет. Здания, спроектированные в школе изящных искусств, характеризуются симметрией и включают в себя множество элементов дизайна, таких как балконы, пилястры, балюстрады и т. д. Школа изящных искусств также очень любила влияние итальянского и французского ренессанса, поэтому Бернхэм спроектировал здание. как вертикальный ренессансный палаццо. 

За богато украшенными фасадами находится одна из первых стальных каркасных конструкций Нью-Йорка.

Здание содержит стальной каркас, а каркас здания был облицован известняком и терракотовыми навесными стенами.  Подобно классической греческой колонне, ее фасад разделен на основание, вал и капитель, а известняк внизу сменяется глазурованной терракотой по мере подъема этажей. 

Архитекторы использовали революционный тогда метод навесных стен. В этом методе использовалось преимущество изменения строительных норм и правил Нью-Йорка в 1892 году, которое отменило требование использования каменной кладки из соображений противопожарной защиты. Это открыло путь для строительства стального каркаса. 

После того, как летом 1901 года началось строительство, здание росло с удивительной скоростью – по одному этажу в неделю. Все стальные детали были тщательно вырезаны за пределами строительной площадки и очень быстро соединены вместе. К февралю 1902 года каркас был готов, а к середине мая здание было наполовину покрыто терракотовой черепицей. Жители Манхэттена с трепетом наблюдали, как этот гигантский конструктор был собран и завершен всего за один год к июню 1902 года. 20-этажное здание со стальным каркасом достигло высоты 307 футов, что сделало его одним из самых высоких многоквартирных домов в Нью-Йорке в то время. 

Флэтайрон 2На этих изображениях показаны различные этапы строительства здания Flatiron: сначала конструкция стального каркаса, затем оболочка из известняка и терракоты.

 

По завершении строительства многие ведущие специалисты ожидали, что здание может рухнуть при первом же сильном ветре. Но Парди и Хендерсон, инженеры-строители здания, предвидели эту проблему: поскольку здание было довольно узким и, следовательно, имело меньший объем, чтобы выдерживать ветровую нагрузку, они усилили конструкцию.  Стальные распорки позволили зданию выдержать в четыре раза большую силу ветра, чем можно было ожидать. В 1905 году, через три года после завершения строительства, было решено добавить пентхаус наверху здания, а также цокольный этаж, так что всего получилось 22 этажа. Также было добавлено торговое помещение в передней части здания (получившее название «ловец коров»), чтобы максимально использовать площадь здания и получать некоторый доход от розничной торговли.

Новизна здания вызвала поток критики

Как это часто бывает с культовыми зданиями, его дизайн не понравился архитектурным критикам, а The New York Tribune незабываемо описала здание как «скупой кусок пирога». The New York Times назвала это «чудовищным». Первоначальные владельцы переехали из своего 19-этажного дома в 1929 году, и, хотя мэр Нью-Йорка пытался превратить этот район в новый деловой район, к северу от Уолл-стрит эта идея так и не сработала. Поэтому долгие годы окружающая местность оставалась малоосвоенной.

Флэтайрон 1Офисное помещение в здании Flatiron было тесным и неудобным для меблировки из-за его треугольной формы. 

 

Из-за треугольной формы офисное помещение было крайне тесным и неудобным для меблировки. Жильцы описали его как «кроличий лабиринт» комнат странной формы. В целом здание считалось «причудливым»: сквозняки с деревянными рамами и окнами с медным покрытием, отсутствие центрального кондиционирования воздуха, система отопления, в которой использовались чугунные радиаторы, устаревшая спринклерная система и единственная лестница на случай эвакуации из здания. 

Несмотря на множество недостатков, Флэтайрон билдинг стал очень модным. 

Лифты в здании были гидравлическими, работающими на воде, от компании Otis. Это первое поколение лифтов было удивительно ненадежным и очень медленным. Часть проблемы заключалась в том, что лифты были известны тем, что протекали и постоянно топили здание. Оригинальные и красивые лифтовые кабины используются и по сей день. 

Что еще хуже, Бернхэм забыл установить или, что более вероятно, не установил женские туалеты. Это упущение означало, что руководству здания пришлось чередовать этажи мужских и женских туалетов. Кроме того, чтобы добраться до верхнего этажа — 21-го, который был пристроен в 1905 году, нужно подняться на втором лифте с 20-го этажа. 

Несмотря на все свои недостатки, «Флэтайрон» на протяжении многих лет привлекал самых разных арендаторов, от престижного имперского российского консульства до преступного синдиката «Корпорация убийств» в период сухого закона в 1920–30-х годах. В 1959 году компания Macmillan заняла все здание по 2004 год. Торговые помещения на «носовой» части здания были арендованы United Cigar Stores, а обширный подвал здания, который простирался до сводов, которые ушел более чем на 20 футов (6,1 м) под окружающие улицы и был занят рестораном Flatiron, он мог вместить 1500 посетителей. В 1911 году ресторан Flatiron был куплен Луи Бустаноби из известного Café des Beaux-Arts и преобразован в модный французский ресторан Taverne Louis на 400 мест. 

 

 the Flatiron Restaurant

Огромный подвальный ресторан в здании Flatiron привлекал бродвейскую публику, артистов и джазовых музыкантов.

Флэтайрон также привлек внимание многих художников, таких как французский художник Альберт Глейз, который в 1916 году сделал гравюру здания в стиле кубизма. Фотограф Альфред Штиглиц, сфотографировав здание во время снежной бури в 1903 году, попал под его чары «… казалось, что он движется ко мне, как нос гигантского океанского парохода — картина новой Америки, которая все еще находится в процессе становления». Он добавил, что Парфенон был для Афин тем же, чем Флэтайрон был для Нью-Йорка.

По мере того, как непреходящая привлекательность здания для жителей Нью-Йорка росла, оно помогло привлечь элитные магазины и фантастические рестораны. Флэтайрон-билдинг был признан достопримечательностью Нью-Йорка в 1966 году и Национальным историческим памятником в 1989 году.

 

The Flatiron Building