Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Ворота Запада

 

Арка «Ворота Запада» — свидетельство дальновидности, амбиций и смелости американцев — инженерный подвиг и потрясающее произведение современной архитектуры.

Арка Ворота Запада огромна, просто массивна. Ее высота составляет 192 метра, что делает ее самой высокой аркой из когда-либо построенных и самым высоким памятником, построенным в Соединенных Штатах Америки. Ширина арки составляет те же 192 метра, что и высота. Ворота Запада — самое большое здание из нержавеющей стали в мире.  Нержавеющая сталь, покрывающая арку, весит 804 тонны, что также является наибольшим количеством нержавеющей стали, используемой в одном проекте.

Официальная версия гласит, что самый узнаваемый памятник Среднего Запада был построен, чтобы отдать дань уважения роли Сент-Луиса как центра первых исследователей запада, включая Мериуэзер Льюиса и Уильяма Кларка.

В 1930-х годах территория, на которой сейчас стоит арка, была местом, где находились одни из старейших зданий Сент-Луиса. Это был центр западной торговли мехом, а позже и центральный транспортный узел, где речные суда, идущие по реке Миссисипи, швартовались и перегружали свои товары в крытые фургоны, направлявшиеся на запад.

 Ворота Запада в Сент-Луисе

 

Но после появления железной дороги, а затем и автомобиля центр торговли в Сент-Луисе сместился. Многие из старых зданий на берегу реки пришли в упадок. Затем Великая миграция и расовая война 1917 года через реку в Восточном Сент-Луисе привели к притоку в этот район бедных афроамериканцев.

Местному юристу и стороннику Сент-Луиса Лютеру Эли Смиту пришла в голову идея снести этот район, когда он ехал на поезде через реку, въезжая в Сент-Луис - «Это было первое, что встретило нас в 1930-х годах… какие-то старые, несколько ветхие здания, которые выглядели старомодно, не были похожи на тот образ, который я ожидал увидеть при въезде в Сент-Луисе», Лютер Эли Смит увидел эти здания и сказал: «Мы можем сделать лучше. Сент-Луис может выглядеть лучше».

В конце 1933 года Смит предложил снести весь район и создать парк, который поднимет престиж города и привлечет федеральные деньги на строительство. Он представил эту идею мэру Сент-Луиса Бернарду Дикманну, и вскоре к ней присоединились местные политические и деловые лидеры. Городской инженер В. К. Бернар особенно рекламировал этот план как «принудительную программу расчистки трущоб». Они надеялись, что проект создаст рабочие места и повысит стоимость недвижимости.

Вскоре они пришли к концепции, которая могла бы привлечь национальный интерес и финансовую поддержку: памятник, который отдавал бы дань уважения роли Сент-Луиса как ворот к западной экспансии и чествовал бы Томаса Джефферсона, ответственного за подписание сделки о покупке Луизианы. (Что удобно, он также был фаворитом тогдашнего президента Франклина Д. Рузвельта.)

Администрация Рузвельта поддержала это предложение. В 1935 году Рузвельт подписал указ, гарантирующий федеральное финансирование мемориала в соотношении три к одному и достаточное количество средств через Управление общественных работ, чтобы начать процесс осуждения и сноса здания.

 

арка ворота на запад

Тридцать девять кварталов зданий были снесены, чтобы освободить место для Ворот Запада в Сент-Луисе.

 

Но потребовалось еще несколько лет переговоров, судебных исков и сфальсифицированного референдума в поддержку облигаций расчистки земли, прежде чем в 1939 году наконец было снесено первое здание. В конце концов, 39 блоков зданий — 91 акр архитектурных артефактов раннего Сент-Луиса, а также существующие, предприятия и дома, были снесены, чтобы освободить место для арки Ворота Запада в Сент-Луисе.

Начавшаяся Вторая мировая война в конечном итоге остановила федеральное финансирование, так как многие законодатели в Вашингтоне стали сомневаться в том, что мемориал в Сент-Луисе, должен быть национальным приоритетом.

И только в 1947 году комитет по планированию, наконец, объявил национальный конкурс на проект памятника. Премия за дизайн-проект вызвала интерес у именитых архитекторов, в том числе у родившегося в Финляндии Элиэля Сааринена, который спроектировал достопримечательности в стиле ар-нуво в своей родной стране, прежде чем переехать в США и украсить несколько американских городов своими арт-деко и готическими проектами.

 

монумент ворота на запад

На месте будущей арки. Снесённый квартал.

 

В сентябре 1947 года Сааринен получил поздравительную телеграмму, он победил со своим дизайн-проектом в конкурсе на памятник. В интервью спустя десятилетия Лилиан Суонн Сааринен, невестка Элиэля Сааринена, сказала, что, услышав новости от своего тестя, она поехала к нему домой, чтобы отпраздновать со своим мужем Ээро, сыном Элиэля, который также представил собственный проект.

Дизайн Ээро Сааринена резко отличался от прошлых мемориалов. «Впервые кто-то очень серьезным образом выходит за рамки традиции неоклассического выражения увековечения памяти, и это шокирует людей», — сказал Рид Кролофф, архитектурный критик и историк.

«Они просили людей представить величие видения Америки, чего-то, что перепрыгивает самую большую реку этого континента и безостановочно несется к другому побережью», — сказал он. «Это красивое, простое… математическое уравнение, написанное по буквам».

Ээро Сааринен почтил прошлое, но поставил памятник для будущего.  

 

 

Но финансирование строительства задерживалось. Затем, в 1961 году, через четырнадцать лет после того, как он выиграл конкурс на проектирование мемориала, и всего через шесть месяцев после того, как бригады начали раскопки для строительства фундамента арки, Ээро Сааринен умер в возрасте 51 года.  

Строительство самой арки началось в 1963 году. Рабочие поднимали 142 сегмента из нержавеющей стали, по одному, с невероятной осторожностью и точностью, медленно формируя две удлиненные башни, которые посередине соединялись в кривую контактной сети. Это была нестандартная работа, и она имела место до появления федеральных законов о безопасности рабочих. 

 

 

 

28 октября 1965 года толпы людей со всего Сент-Луиса собрались, чтобы посмотреть, как последний треугольный элемент арки будет установлен на свое место. В конце концов, строительство монумента ворота на Запад обошлось почти в 13 миллионов долларов, или более 100 миллионов долларов в сегодняшних ценах. 

Успех арки Ворота Запада обсуждается по сей день. По данным Службы национальных парков, более 135 миллионов человек посетили арку с момента ее открытия в 1965 году. Но, фигурально выражаясь, волны развития и процветания не прошли через Сент-Луис. В 1940 году Сент-Луис был восьмым по величине городом Америки. Сегодня его рейтинг количества населения упал до 60-го места, а доход на душу населения в 21 000 долларов намного ниже среднего по стране.

Тем не менее, арка продолжает оставаться источником местной гордости и главной достопримечательностью Сент-Луиса. В последние годы еще 380 миллионов долларов в виде местных налогов с продаж, частных долларов и федеральных субсидий были инвестированы в модернизацию окружающего парка и строительство нового подземного центра для посетителей. В центре освещается история расширения на запад, дни славы Сент-Луиса и великие подвиги, связанные с строительством массивной арки. Один из его экспонатов включает в себя модель того, как выглядела набережная Сент-Луиса за десятилетия до того, как крупномасштабные сносы уступили место арке.